Героическое прошлое нашей родины


12 декабря 2017 09:49

 Благодаря книге Е.М. Сузюмова обнаружено место гибели

ледокольного парохода «Александр Сибиряков»

 

Член Пензенского областного отделения РГО,  эксперт ЮНЕСКО А.Е. Сузюмов на днях получил сообщение о том, что книга его отца, участника ВОВ, почетного полярника Е.М. Сузюмова, помогла найти легендарный ледокольный пароход «Александр Сибиряков», погибший в 1942 году. Вот это сообщение:

 

8 декабря 2017 г.

«Алексей Евгеньевич, здравствуйте! Представлюсь. Сергей Владимирович Шулинин, научный сотрудник ГКУ Ямало-Ненецкого Автономного Округа «Научный центр изучения Арктики»*, научный руководитель научно-мемориального похода «Карская экспедиция - 2015», в ходе которой мы нашли место гибели и идентифицировали ледокольный пароход «Александр Сибиряков». Книга Евгения Матвеевича «Подвиг «А. Сибирякова» послужила для нас источником информации для поиска этого легендарного ледокольного парохода. Причем эти сведения подтвердили нашу теорию, а не официальную теорию…»

 

В 2015 году Карская экспедиция Научного Центра изучения Арктики обнаружила и обследовала на дне моря затонувший «Сибиряков» (https://www.youtube.com/watch?v=UVtxixgbn5o). В настоящее время ведется сбор разнообразных архивных материалов.

 

Небольшая книжка Е.М. Сузюмова вышла в Военном издательстве МО СССР (Москва) в 1964 году.  В годы войны Сузюмов был помощником Уполномоченного ГКО по перевозкам на Севере (им был легендарный полярник И.Д. Папанин- именно по приказу его штаба капитан А.А. Качарава в тот раз вел «Сибиряков» из порта Диксон к Северной Земле). В книге на основании первичных документов  рассказано о том, как небольшой (водоизмещением 1383 т), тихоходный (скорость 8 узлов), постройки 1908 года ледокольный пароход «Александр Сибиряков», переданный с началом войны из Главсевморпути в состав Северного флота ВМФ, принял неравный бой с фашистским линкором. Вот как это произошло и почему  роль этого ледокола и его команды высоко оценивается военными, полярниками и историками.

 

Е.М. Сузюмов пишет, что в годы Великой Отечественной войны ветеран ледокольного флота входил в ледокольный отряд Беломорской военной флотилии (начальником штаба там был пензенец, Герой Советского Союза капитан К.С. Бадигин). В связи с военным временем на «Сибирякове» было установлено 4 орудия: по два калибром 45 и 76 мм, а также пара зенитных пулеметов. 25 августа 1942 г. в Карском море в районе о. Белуха пароход под командованием капитана А.А. Качарава вступил в неравный бой с германским рейдером- тяжелым крейсером «Адмирал Шеер», прикрыв находившийся в районе пролива Велькицкого караван из девяти транспортных судов и двух ледоколов. Введя «Сибиряков» в бой (моряки успели произвести несколько выстрелов в сторону немецкого рейдера), Качарава спас караван, совершив геройский поступок. Переданная с борта ледокола радиограмма демаскировала рейдер, осуществлявший поиск каравана в режиме особой секретности. Немцы предложили команде сдаться, а после отказа открыли по судну огонь. После попадания в ледокол четырех снарядов из 280-мм орудий там начался пожар. Чтобы избежать захвата судна врагами, были открыты кингстоны. Горящий пароход погрузился в воду. 14 из 104-х человек, в том числе и тяжело раненый капитан, пытались уйти на шлюпке, но были взяты в плен и, пройдя лагеря для военнопленных, вернулись на Родину после окончания войны. После неравного боя немецкий рейдер обстрелял базу полярников на о. Диксон, но и там встретив отпор, ушел из Арктики.

 

Надо сказать, что это был второй подвиг «Сибирякова» и его команды. В 1932 г. впервые в истории мореплавания ледокол прошел по трассе Северного морского пути с запада на восток за одну навигацию. Начальником экспедиции был О.Ю. Шмидт, заместителем по науке В.Ю. Визе, капитаном- В.И. Воронин. Рейс начался 28 июля 1932 года, он проводился в связи с участием СССР в программе научных исследований 2-го Международного полярного года. В восточной части Арктики «Сибирякову» тяжелыми льдами поломало гребной вал, который ушел на дно вместе с винтом, и заключительную часть перехода судно прошло под парусами, сшитыми экипажем из порожних мешков из-под угля. К 1 октября команде удалось вывести судно на чистую воду в северной части Берингова пролива, откуда его отбуксировали в Петропавловск-Камчатский. За это плавание судно было награждено орденом Трудового Красного Знамени.

 



Памятники Пензенской области

Здание расположено по линии застройки улицы. Кирпичное, неоштукатуренное трехэтажное здание с двухэтажным южным крылом, под вальмовой крышей. Выполнено по проекту архитектора И.С.Китнера. Главный фасад симметричен с двумя ризалитами по бокам. Вход и лестничная  клетка, находящиеся в центре главного фасада, выделены четырехлотковым куполом на низком четверике, с люкарнами и тумбами по углам. Членения главного фасада  связаны с планировочной структурой: лопатки...